В мае 2017 года Берлинский суд отказал родителям погибшей девочки в праве доступа к её Facebook-аккаунту. А как с этим обстоят дела в Китае? Сокращённый перевод статьи Вэнь Цзин и Жэнь Сяоюань 《手机号、QQ号、微信能不能继承?法律方面尚属空白》 с сайта 法制网 от 24 мая 2018 года.
Вчера была получена информация о случае наследования номера мобильного телефона, которое снова вызвало к жизни бурную дискуссию о возможности наследования номера мобильного, аккаунтов на Taobao, QQ, Weibo, WeChat и т. д.
Некий гражданин Лю из г. Лиян‧溧阳, провинция Цзянсу получил от нотариуса два нотариальных свидетельства, удостоверявших, что ему передаются два мобильных номера, принадлежавших его покойному отцу. Это первый подобный случай в Лияне.
Отец Лю был бизнесменом, и использовал свои два мобильных телефона для большинства дел. В марте нынешнего года он погиб в результате несчастного случая. Лю был озабочен тем, что если придётся сменить номер, это создаст неудобство для клиентов. Проблема состояла в том, что по правилам оператора сотовой связи для перерегистрации номера телефона на другое лицо бывший и будущий владелец должны вместе явиться в офис, и так как покойный отец Лю не мог придти, передача затруднилась. Поэтому Лю обратился к нотариусу. По словам нотариуса, для нотариального заверения сначала необходимо доказать, что номер телефона обладает характеристиками имущества, а потом проводить процедуру наследования как с виртуальным имуществом. Для начала необходимо было доказать, что номер телефона принадлежит отцу Лю, а затем, чтобы все наследники отказываются от этой доли наследства.
Следующий вопрос: Можно ли унаследовать виртуальный аккаунт?
Можно ли в дополнение к номеру мобильного также унаследовать аккаунты на Taobao, QQ, Weibo и т.д.?
Журналист «Бэйцзин Цинняньбао»‧《北京青年报》 опросил ряд интернет-компаний, и получил разные ответы. Большинство компаний заявили, что в настоящее время нет никаких правил для наследования аккаунтов. Некоторые компании сказали, что определённо можно унаследовать имущество в аккаунте.
Что касается электронной торговли, в Taobao заявили, в настоящее время процедуры передачи и наследования аккаунтов покупателей ещё не доступны.
По поводу социальных сетей, в QQ сказали, что определённо можно унаследовать имущество в аккаунте. Когда владелец аккаунта умирает, а члены семьи не знают его пароль, они могут принести свидетельство о смерти, свидетельство о кремации, сертификат аннулирования регистрации и свидетельство о родстве и обратиться на публичный аккаунт службы поддержки Tencent, чтобы получить остаток средств в кошельке QQ.
Журналист «Бэйцзин Цинняньбао» узнал, что «Правила никнеймов QQ» предусматривают, что право собственности на никнейм QQ принадлежат Tencent, и он не может быть передан третьему лицу без её разрешения. Однако специальные правила наследования отсутствуют. Weibo оговаривает в «Соглашении об использовании услуг», что без согласия платформы пользователи не могут покупать, продавать, передавать или сдавать в аренду любые аккаунты или псевдонимы Weibo без разрешения, в то время как о наследовании ничего не говорится. В Momo заявили, что у них нет соответствующих правил, и необходимо проконсультироваться с юристом.
В Alipay сообщили, что деньги на счёте Alipay принадлежат наследнику. При закрытии счёта баланс должен быть нулевым. Если пользователь случайно умирает, деньги (и проценты) на счету будут храниться, пока их не получит наследник. Члены семьи могут по номеру удостоверения личности покойного проверить, есть ли у него учётная запись Alipay. В то же время права и обязанности наследуются одновременно, поэтому если наследник захочет унаследовать имущество покойного, ему также придётся отвечать и за его долги.
В отношении видеосервисов старший юрисконсульт iQiyi заявил, что сетевая виртуальная собственность - это новая проблема, которая появилась в последние годы с развитием интернета. Не существует закона, предусматривающего право собственности на виртуальное имущество. В действующих «Общих положениях гражданского права» содержится положение о том, что «в случае, если законом установлены положения по защите данных и сетевого виртуального имущества, применяются положения закона». Можно увидеть определённый тренд в законотворчестве, но конкретных правил пока нет. По мнению вышеупомянутых источников, поскольку сетевая виртуальная собственность имеет свойства товара, постольку ее следует признать законной собственностью. Что касается того, кому принадлежит эта собственность, если аккаунт привязан к мобильному телефону, можно непосредственно установить, что владелец телефона с подтверждённым настоящим именем, является его владельцем, а в остальных случаях следует рассматривать имущество для определения владельца.
Внимание: в отношении прав на виртуальные аккаунты закон пока что молчит
Итак, эти аккаунты относятся к виртуальному имуществу? Так как законом регулируется право собственности на них?
Чжао Ху, партнер юридической фирмы Чжунвэнь г. Пекина рассказал журналисту «Бэйцзин Цинняньбао», что аккаунты на Taobao, WeChat и QQ, юридически трудно определить как наследство. Это всего лишь интересы. Владелец аккаунта не тот, кто его зарегистрировал. Согласно пользовательскому соглашению QQ или WeChat, пользователь имеет право пользования, но не владения аккаунтом.
Также существуют споры о том, можно ли унаследовать телефонный номер. Главный вопрос, можно ли считать цифры номера наследством. По словам Чжао Ху, каждый аккаунт необходимо тщательно анализировать на предмет наличия интересов, таких как наличие денежных средств, валюты или прав, при их наличии необходимо сделать так, чтобы пользователь их наследовал. Если же интересов нет, а лишь виртуальное пространство, его трудно унаследовать.
Отвечая на вопрос, что делать, если пользователь потратил деньги на никнейм, Чжао Ху сказал, что если вы смотреть на этот вопрос с точки зрения будущего, лучше разрешить наследование. Если только имеются интересы и выгода, для оператора лучше будет позволить пользователю унаследовать аккаунт.
Заместитель директора юридической фирмы «Бэйцзин Чжилинь» и юрисконсульт Центра оценки кредитного рейтинга Китайской ассоциации интернета Чжао Чжаньлин заявил журналисту «Бэйцзин Цинняньбао», что возможность наследования, передачи или деления при разводе виртуальной собственности зависит от того, является ли он собственностью в юридическом смысле. Статья 127 «Общих положений гражданского права», опубликованных ВСНП 1 октября 2017 года, гласит: «в случае, если законом установлены положения по защите данных и сетевого виртуального имущества, применяются положения закона», то есть законодатель оставил в «Общих положениях» место для виртуальной собственности, но конкретные правила еще не появились.
Чжао Чжаньлин говорит: «До введения конкретного закона это в основном зависит от практики поставщиков сетевых услуг. Обычно они оговаривают в пользовательском соглашении, что пользователи имеют право пользования сетевыми аккаунтами, но без права собственности. Поддерживать или нет передачу сетевых аккаунтов, их наследование либо деление при разводе, по-прежнему зависит от поставщиков сетевых услуг».